Вообще говоря, история "Воскресения" во многом коррелирует с историей "Машины" - начать с того, что первые группы были основаны в одном и том же 1969-м году. Романовский коллектив поначалу назывался "Бродячие Облака" (Алексей Романов-гитара, вокал/Виктор Кистанов - фортепиано, вокал). Позже состав расширился до полноценного рок-набора и приобрел совершенно психоделическое километровой длины название _ "Ребята, Которые Начинают Играть, Когда Полосатый Гиппопотам Пересекает Реку Замбези". "Ребята..." два года выдавали классические рок-н-ролльные песенки, а в 71-м коллектив по разным причинам существование свое прекратил.
Позже, в 1974-м, судьба свела их (Романова и Макаревича) снова: "...некоторое время мы играли в составе: Я - Кутиков - Кавагое - Лешка Романов. Продлилось это до лета семьдесят пятого года - все было хорошо, и все же что-то не получалось, не чувствовал себя в своей тарелке Лешка, хотя ни он, ни мы не могли понять, почему,собственно..."
Уйдя из "Машины", он стал вокалистом группы двоюродного брата Андрея Макаревича, Алексея, которая называлась "Опасная Зона" (Алексей Макаревич-гитара/Алексей Романов-гитара, вокал/Игорь Котлов-ударные/Сергей Андреев-бас-гитара/Олег Друкаров - орган). Полгода спустя, в 1976-м, группа меняет название на "Кузнецкий Мост" и полтора года выступает - достаточно ровно, без падений, но и без взлетов.
Весной 1979 года барабанщик "Машины Времени" Сергей Кавагое покинул свою группу и - по старой памяти - обратился к Романову. "Кавагое у меня спросил: а нет ли у тебя каких-нибудь песен? Давай попробуем сыграть...И стратегия была такая: сделать вещи, обработать их, аранжировать, а потом записать".В июне месяце из "Машины" ушел и басист Евгений Маргулис, ставший в новой группе третьим участником. На соло-гитару было решено позвать Алексея Макаревича.
"...за месяц мы сделали десять песен - дома, на коленях; все обговорили и пошли в учебную студию ГИТИСа. Там была база "Машины Времени", потом "Високосников"...". В студии ГИТИСа работал оператором тогда уже участник "Високосного Лета" Александр Кутиков.Сыгранности у "Воскресения" тогда еще не было, и все делалось в расчете на неплохую техническую подготовленность всех участников записи. Несколько партий синтезатора сыграл, вспомнив фортепианную молодость, Кавагое, хотя "Воскресение" никогда и нигде с клавишными не выступало. В той записи приняли участие клавишник "Машины" Петр Подгородецкий, а также неплохой гитарист и обладатель уникальной красоты голоса Андрей Сапунов. Он, кстати, предложил записать несколько песен выступавшего тогда в группе Стаса Намина "Цветы" Константина Никольского, поскольку хорошо знал его и пел эти песни - это и было сделано.
Запись была закончена и с помощью Дмитрия Линника, работавшего тогда на Radio Moscow World Service, попала в эфир этой радиостанции.Песня "Кто виноват?" стала безусловным хитом сезона: в декабрьском списке популярных песен "Звуковой дорожки" "Московского комсомольца" она была на пятой позиции, опережая "Поворот". Подготовительный период кончился. Началась ЛЕГЕНДА.
Всю зиму и весну восьмидесятого года "Воскресение" успешно выступало на "сэйшенах" в Москве и ее окрестностях. Однако наступил кризис - он и не мог не наступить, с таким явлением сталкивается любая хоть чего-то стоящая рок-группа, хотя с "Воскресением" это случилось слишком скоро.А осенью группы уже не стало. Алексей Макаревич и Сергей Кавагое вообще завязали с музыкой; вернувшийся с отдыха Маргулис ушел в "Аракс". Расстроенный Романов положил в "Аракс" трудовую книжку, числясь кем-то вроде сочинителя песен, а в перспективе "рассчитывал, что проникну в филармонию, в качестве артиста. Невозможно работать архитектором, когда мозги все время заняты другим". И тут ему позвонил Константин Никольский.
Как мы помним, песни Никольского звучали уже на первой записи "Воскресения", а сам он был к 80-му известен не только рок-тусовке, но и простым советским людям как автор хита "Группы Стаса Намина" "Старый рояль". Так вот, у Никольского и его приятеля Сапунова уже был фактически готовый состав (плюс барабанщик Михаил Шевяков), и "был разговор о том, что у нас есть репертуар, и мы в состоянии играть его, в состоянии найти аппарат, базу и всЈ вообще."Так возникла вторая инкарнация "Воскресения". Этот состав был самым, пожалуй, интересным - и самым нестабильным (когда в одной лодке появляются два капитана, это всегда ведет к проблемам). Такие разные люди, как Романов и Никольский, тем не менее, создали альбом, моментально разошедшийся по городам и весям (а впоследствии вышедший на виниле и CD) и ставший классическим.
Увы, и этому составу была суждена столь же короткая жизнь. Никольский вскорости ушел в группу Максима Дунаевского "Фестиваль".Романов все мечтал о филармонической деятельности и ждал, когда коллеги окончат свое образование и помогут ему в этом.Как раз в это время с Романовым связался Ованес Мелик-Пашаев, бывший директор "Машины Времени".Мелик-Пашаев решил в качестве менеджера и продюсера раскрутить новую группу.Он знал, что "Воскресение" очень популярно в Москве и поставил на эту карту.
Летом 1982 года в ДК им. Павлика Морозова (бывшей церкви) новоиспеченный коллектив (конечно, это было не "Воскресение", а "Группа Ованеса Мелик-Пашаева") записал полноценный, хотя и достаточно странный альбом: старые романтические интонации здесь поддерживались почти нововолновыми аранжировками, отчего старые добрые песни звучали совершенно незнакомо и на первых порах вызвали у публики резкое неприятие.Мелик-Пашаев умел вести дела в жесткой манере и подписал договор с областной филармонией, которая тем не менее группу "люто ненавидела". Но концерты были все время - и все время на аншлагах. И в Москве - куда, кстати, "Машину Времени не пускали.". Потом было несколько концертов в театре "Эрмитаж", а потом Романова арестовали.
Их арестовали в августе - Романова и звукорежиссера "Воскресенья" Александра Арутюнова. Как писал непосредственный участник тех событий Илья Смирнов в своей книге "Время Колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока": "Им инкриминировалась "частнопредпринимательская деятельность" в виде выступлений с концертами и распространения записей собственных песен." Процесс сопровождался гневными публикациями в прессе о том, как Романов с красивой гитарой, используя технические средства и государственные документы, эксплуатируя труд своих товарищей, зашибал большую деньгу. Романов: "В общем, такие рвачи, нэпманы. Было обжаловано высшими инстанциями все это барахло, и мне переделали статью на "запрещенный промысел" - это типа распространения кассет. Вроде как мы цеховики, или нерпу бьЈм. И отсрочили исполнение приговора на два года - значит, надо на два года уйти в тину и потом считалось, что ты наказание отбыл. На этом история "Воскресения", казалось, закончилась навсегда.
В восемьдесят девятом группе "Воскресение" исполнилось десять лет, и, как следствие, в спортивном зале "Дружба", в Лужниках прошел юбилейный концерт. Два дня зал, похожий с высоты птичьего полета на каракатицу, был под завязку набит самой разнообразной публикой - старыми фэнами легендарного состава, более молодыми рокерами и вовсе юными созданиями, причем преимущественно женского пола. Два дня на сцене, в произвольной последовательности меня друг друга, выступали "СВ", Никольский и "Зеркало мира", Алексей Антонов, Владимир Кузьмин, Петр Подгородецкий и - как специальный сюрприз для публики - "Воскресение". Романов, Сапунов, Никольский, Шевяков играли программу восемьдесят первого года, играли замечательно, вдохновенно, как будто перенесясь на восемь лет назад в подвал МГИМО - но все-таки с поправкой на прошедшие годы.
У Романова в то время как раз назревал целый блок новых песен, и были они совсем другими, чем все его творчество до того - предполагались сложные, развернутые, многоминутные композиции. Во время очередной записи "СВ" осталась пара неиспользованных студийных дней, и Романов вместе с Казанцевым и Китаевым сделал черновую запись этих песен.Эта акция привела к уходу всей троицы из "СВ". Они дали успешный концерт в маленьком подвальном клубике на "Курской".Не имевший названия состав, в котором Казанцева сменил (поначалу - параллельно с "Лотосом", а затем и постоянно) Андрей Сапунов, с начала девяносто первого года стал репетировать в ДК издательства "Правда".В 1992-м фирма грамзаписи "Фили" выпустила на виниле запись "Воскресенья", датированную годом 81-м. По этому поводу в ДК Горбунова была устроена презентация, запечатленная "Программой А". В первом отделении играл тот же состав, что и три года назад в "Дружбе", во втором _ так и оставшееся безымянным трио.
А вскорости меломаны всей страны не поверили своим ушам, услышав сообщение о возобновлении деятельности группы "Воскресение". Тем не менее это произошло. Первоначально планировалось воссоздать второй состав группы (Романов-Никольский-Сапунов-Шевяков) и один концерт в таком составе все же состоялся в дискотеке "Мастер" 12 марта 1994 года, но уже на следующей репетиции Никольский заявил, что не хочет исполнять никаких новых песен и вообще его мнение в группе - единственно главное и определяющее. К его удивлению никто с этим не согласился, тогда он, недолго думая, собрал примочки и ушел.Но через пару дней Алексей Романов позвонил Евгению Маргулису и первый состав группы приступил к репетициям. Теперь в коллективе не было лидера. Все были равны. Без диктата Никольского все стало на свои места.
В итоговый состав возрожденной группы вошли Романов, Маргулис, Сапунов, Шевяков и - на первых порах - Алексей Макаревич. Свой первый концерт группа дала на пасху, 1 мая 1994 года в Санкт-Петербурге, вместе с "Круизом". Воссоединение было отпраздновано грандиозными концертами в зале "Россия", которые были всячески записаны и потом выпущены на всех возможных носителях фирмой Silence Pro под названием "Мы вас любим".
Потом "Воскресение" выпустило на PolyGram Russia еще один концертный - на этот раз акустический - альбом "Живее всех живых!", Романов вместе с Дмитрием Ревякиным из "Калинова моста", группой "Лицей" и еще много кем поучаствовал в выпущенной фирмой DL-Lota детской музыкальной сказке А. Морсина "Волшебник Изумрудного города", а те семь песен, из-за которых Романов, Китаев и Казанцев ушли из "СВ" тоже были записаны и выпущены DL-Lot'ой на компакт-диске под названием "Семь вещей".
На сегодняшний день группа живет нормальной жизнью - пишет новые песни, выезжает на гастроли, выступает по телевидению, в общем, жизнь идет...